Все, чего достиг?
На вершине гор, шляпу
Опустив, прилег.
Мацуо Басё (1644–1694 г.г.)
Чаепитие для жителей Востока, особенно Китая и Японии, - древняя традиция. Чайная культура неотделима от искусства, культуры этих стран, всего образа жизни.
Суть церемонии отражают четыре принципа, сформулированные Сен Рикю (знаменитый мастер чая, сформулировавший правила чайной церемонии в их классической форме в 1564 г.): ва, кеи, сеи, дзяку, что означает - гармония, уважение, чистота, спокойствие. Гармония - в отношениях между людьми, гармония человека и природы, окружающего мира; уважение - ко всем и всему, исходящее из искреннего чувства благодарности за само существование; чистота - физическая и духовная; спокойствие - душевный покой, приходящий с постижением первых трех принципов.
Восточная философия и религия одушевили чайную церемонию.
Восточный взгляд на мир: попытка понять его суть через простые вещи, действия, созерцание, наполнил чайную церемонию высоким смыслом и очарованием. Смысл чайной церемонии в том, что благодаря простым действиям человеку доступен путь духовного совершенствования.
Искусство приготовления чая - тя-до проникнуто строгостью буддизма и ставит целью помочь душе обрести покой. Как и многие другие элементы японской культуры и религии, заимствованные из Китая, искусство чаепития приспособлено к образу жизни и мышления островитян. Предметы, окружающие людей во время чаепития, жесты, церемониальные выражения сохранены традицией и передаются из поколения в поколение. Полная церемония возможна только в особой обстановке специальной чайной комнаты в чайном домике, где хозяева принимают самых почетных гостей.
Посреди комнаты - квадратная выемка, в которой на керамическом поддоне тлеет древесный уголь. Над ним - котел. Гостей рассаживают возле него с двух сторон на дзабутонах - ватных подушках. Сидеть, скрестив ноги, считается развязным, вытягивать их в сторону соседа - неприлично. Сидеть полагается на собственных пятках, подложив под колени дзабутон.
Хозяйка готовит чай и с поклоном подает пиалы с чаем гостям. Она наливает кипяток в фарфоровую пиалу деревянным черпаком, ополаскивает ее, вытирает салфеткой. Затем кладет в пиалу щепотку мельчайшего порошка церемониального зеленого чая «Тен-ча», наливает кипяток, взбивает чай бамбуковой кисточкой для взбивания чая до густоты сметаны. Пена должна подняться до краев.
Вся чайная церемония предполагает некоторый аскетизм в деталях. Принимать участие могут не более пяти человек, общество подбирается очень тщательно. Одежда должна соответствовать традиции ритуала. Перед началом чайной церемонии гости проводят некоторое время в передней комнате, сбрасывая с себя вместе с обувью будничную суету и настраиваясь на возвышенный лад. Этому способствует вся обстановка чайного домика. За чаем и неторопливой беседой проходят несколько часов.
В традиционном японском доме тонкие подвижные стены отделяют чайную комнату от сада или альпинария, столь естественных, будто их создала сама природа.
Хорошо отражают настроение, соответствующее обстановке японского традиционного чаепития, классические японские танка. В них то же отрешение от суеты и гармония с природой:
Мир быстротечен.
Дым от свечи уходит
В дыру на крыше.