В Японию культ чая пришел из Китая. Первое упоминание чая в Японии относится к периоду, когда столицей была Нара (710 - 784 г.г.). В 729 г. император Шому (724 - 748 г.г.) пригласил сто буддийских жрецов для чтения книги Ханниакио и угостил их чаем. Буддийские монахи употребляли чай как лекарство. В светском обществе пить чай начали в эпоху Хейан (784 - 1185 г.г.). В это время чай был доступен лишь знати. Возделывать чай в Японии начали в конце VIII – начале IX века, но тогда он не получил широкого распространения. В 1192 г. буддийский монах Ейсаи Мюоан привез из Китая семена чая. Тогда чай становится доступен и простому населению. Культ чая начался при правлении династии Асикага (1338 - 1565 г.г.), расцвет пришелся на период правления династии Токугава (1600 -1867 г.г.).
Основоположником японской чайной церемонии считают буддийского жреца Мусо Кокуши. Получив в подарок дайсу - полочку для предметов чайного ритуала, он начал собирать правила приготовления чая. Правила же в их классической форме сформулировал в 1564 г. монах Рикю (1522 - 1591 г.г.), ставший знаменитым мастером чая. Он записал правила на стене первого чайного домика в Хигашияме близ Киото.
Когда Сен но Соеки, мастера Рикю, спросили о секретах «Чайного пути», он отвечал в обычной для дзенского монаха манере: «Есть семь секретов. Заваривай чай так, чтобы гость получал удовольствие. Раздуй уголья и вскипяти воду. Укрась комнату цветами. Пусть в ней будет тепло зимой и прохладно летом. Опережай время. Пусть твой зонтик всегда будет наготове, даже если не идет дождь. Пусть сердце твое чувствует сердце твоего гостя».
Благодаря присущей жителям Японии точности, любви к искусству, стремлению довести до совершенства все в обыденной жизни вплоть до мелочей и умению видеть совершенное в простом, чайная церемония стала законченным и совершенным действом.
Точное соблюдение правил помогает сохранить своеобразие японского ритуала чаепития:
«Когда гости собрались, надо оповестить об этом, постучав деревянной доской (хан).
Очистите помыслы.
Только после приглашения хозяина гости входят в дом.
Посуда и принадлежности для чая и еда должны быть простыми.
Тот, кто не способен оценить красоту природы и сада, пусть лучше сразу покинет дом.
Когда кипящая вода зашелестит, как теплый сухой ветерок, зазвенит колокольчик, и гости войдут в чайную комнату.
Строго запрещается не обращать внимания на воду и очаг.
В чайной и за ее пределами запрещаются разговоры об обыденном.
Гости и хозяин не должны льстить друг другу.
Ритуал должен длиться четыре часа, но нет ничего плохого в том, если за беседой о буддизме, эстетике или сочинением стихов гости останутся дольше».
Чайная церемония описывается во многих произведениях японской классической литературы и является сюжетом японской живописи и графики.
Какуцо Окакура пишет в своей книге о культе чая, что чаепитие - "это время, отнятое у будней, когда гость может освободиться от всего, что его удручает. Строгая закономерность, если она осуществляется без принуждения, есть основа прекрасного и гармоничного свободного движения, которое объединяет пространство и предметы. Так возникает нечто, что буквально можно назвать произведением искусства."